Венок из цветущих дикоросов России (2015.12.23)
Памяти Татьяны Георгиевны Евфратовой
(1941–2015)
В ноябре 2015 года не стало замечательной женщины России, известного ландшафтного дизайнера первой волны – Татьяны Георгиевны Евфратовой.
Я не была лично знакома с Татьяной Георгиевной, но с интересом читала ее статьи в журнале «Архитектура, Строительство, Дизайн», много о ней мне восторженно рассказывала исполнительный директор Ассоциации Производителей Посадочного Материала (АППМ) Ольга Григорьевна Таливанова. Поэтому, когда пришла горькая весть, то я сразу же решила вместе с Олей обязательно познакомить читателей сайта с творчеством этой воистину подвижницы российского ландшафтного дизайна и его настоящего Мастера.
Дорогие садоводы, пожалуйста, внимательно, не спеша посмотрите этот материал. Уверена, что вы найдете в нем много не только интересных мыслей, но и уже готовых фрагментов (см. фотографии), которые захотите внедрить в свой семейный сад, потому что он должен быть не только урожайным, но и красивым, уютным.
Семейный сад для многих из нас – это самая заветная пядь земли, щемящие воспоминания бабушек и дедушек, родителей, босоногого детства, юности… Это наша Малая Родина, и она, конечно, самая прекрасная. И мне кажется, что именно так ощущала «садики у дома» и Татьяна Георгиевна, привнося в их дизайн какие-то очень личные, щемяще-заветные детали и проектируя эти наши зеленые точки в обязательной связи с окрестной природой, подчеркивая тем самым неразрывность наших Малых Родин с единой Большой.
Связь «садиков у дома» с окрестной природой Татьяна Георгиевна видела в использовании для их декорирования местных материалов, а главное – цветущих дикоросов. Эта идея пришла к ней, по-видимому, от проектирования храмовых территорий. Рассказывая в одной из своих статей о принципах их благоустройства (ж. «Архитектура, Строительство, Дизайн», 2013), она поведала о своей голубой мечте – «собрать при одном храме наши местные луговые цветы в своеобразный живой букет, посвятив его преподобному Сергию Радонежскому. Пусть это будет небольшая поляна, своего рода ландшафтный цветник, но именно из дикоросов России, цветущих в одно время, в середине лета».
В этом Татьяна Георгиевна видела возможность «хотя бы время от времени вспоминать, откуда мы есть и пошли, чтобы не потерять себя как-то ненароком в сегодняшней суете дней». Эта «голубая мечта» просматривается у Татьяны Георгиевны и в ее проектах садовых участков. А ведь в их дизайн можно включить, собранные как бы в букеты, местные дикоросы с одновременным цветением, например, к дням рождения членов семьи или памяти кого-то из них. В моем саду, созданном еще моим отцом, как память о нем, по весне (порой прямо из-под снега) всеми цветами радуги полыхают – казалось бы, просто разбросанные по его территории, а на самом деле продуманно размещенные – многочисленные куртины мелколуковичных. А в конце мая, к дню его рождения, зацветает, как он говорил, «моя неизменная любовь – яблоня».
Для меня очень созвучно и беспокойство Татьяны Георгиевны о чрезмерном стремлении нынешних дизайнеров осовременить проектируемое ими пространство (особенно прихрамовых территорий) и посадить на них, как она пишет, «пестроту причудливых форм и цвета новомодных растений», в изобилии привозимых сейчас из-за границы. И вспоминаются наши незатейливые, до боли родные палисадники, где отец с рождением очередного ребенка высаживал в память об этом событии дерево, а мать хлопотала о выращивании цветов, часто всего-навсего растущих по окрестным лугам и лесам. Убеждена – наши «садики у дома» потеряют притягательность чувства Малой Родины, если из них исчезнут привычные нам с детства растения.
Справедливости ради отмечу, что Татьяна Георгиевна не призывала полностью отказываться от новых растительных форм, а лишь рекомендовала вводить их с великой осторожностью, хорошо просчитывая все плюсы и минусы, чтобы, как она писала, «не перекрикивать», не забивать их активностью привычный, родной нам русский ландшафт.
Дорогие садоводы, помните, ландшафт – это одна (и, кстати, из немногих) составляющих формирования и устойчивости нации. Я уверена, что его решительное разрушение ведет и к разрушению самих нас.
Татьяна Георгиевна очень любила детей и, как она признавалась, предпочтение всегда отдавала детским объектам. В конце жизни она спроектировала, а главное, реализовала в жизнь лебединую песнь своего творчества – территорию экспериментального сельского детского сада «Солнышко» в деревне Романово Медынского р-на Калужской области (подробно см. материал О.Г. Таливановой).
Очень советую – посмотрите фотографии «сладких уголков» этой несомненно ставшей классической работы и привнесите в свой семейный сад наиболее приглянувшиеся вам фрагменты ее оформления. И пусть вашим детям, внукам и правнукам в саду будет радостно, немного загадочно и очень интересно. Таким, по-своему, было и мое детство. И спасибо за это родителям.
Была у Татьяны Георгиевны и замечательная идея – вводить в декоративное оформление любых участков ландшафтные клумбы в виде венков из местных красивоцветущих растений. И мне очень хочется, чтобы столь оригинально задуманные приметы российского пейзажа появились и в наших «садиках у дома». И пусть все эти живые венки из цветущих дикоросов России, сплетенные нашим воображением в один большой, станут венком памяти Татьяны Георгиевны Евфратовой.
И.С. Исаева,
доктор сельскохозяйственных наук
ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ ГЕОРГИЕВНЫ ЕВФРАТОВОЙ
(1941-2015)
Ольга Таливанова, биолог, ландшафтный дизайнер,
исполнительный директор
Ассоциации Производителей Посадочного Материала.
3 ноября ушла от нас Татьяна Георгиевна Евфратова – художник, ландшафтный архитектор, член Союза дизайнеров России, почетный член Ландшафтного клуба Тольятти – представитель первой волны профессиональных дизайнеров СССР.
Удивительно скромная, интел-лигентная, ранимая, чуткая, доверчивая, необыкновенно та-лантливая, неутомимая труже-ница… Сколько было отдано людям сердечного тепла, любви и света. Сколько создано пре-красных садов в Тольятти, Московской области, Тарусе. Самые любимые – чудесные работы по благоустройству дет-ских садиков. Осталась масса неосуществленных идей и про-ектов, которые будут воплощать ее благодарные ученики.
О «времени и о себе» Татьяна Георгиевна написала так: «Оглядываясь назад по прошествии многих лет, я только сейчас начинаю понимать, как мне повезло в жизни и с родителями, темой забот и разговоров у которых были не приобретение хрусталя, ковров и мебели, а семейное чтение вечерами классиков из огромной домашней библиотеки, планирование и осуществление вместе с нами, детьми, очередных поездок по историческим городам России (тогда еще Советского Союза), серьезный интерес к истории, как мировой, так и отечественной.
Повезло и позже, когда мне посчастливилось учиться в «Мухе» (Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной). Повезло, потому что преподавателями у нас были люди высокой культуры и интеллигентности, многие из которых являлись потомками известных в России фамилий.»
Долгие годы Татьяна Георгиевна работала на ВАЗе, руководила художественно-конструкторским бюро завода, участвовала в разработке фирменного стиля ВАЗ. Организовала Детскую художественную школу №3 в Тольятти, преподавала рисунок, живопись, композицию, скульптуру, разработала программу по фитодизайну с элементами ландшафтного дизайна.
«Мой принцип в ландшафтном проектировании – ориентация на природу, максимальное использование местных материалов и растений. Отдаю предпочтение объектам для детей: нет воспитателя мудрее и выше Природы, а потому именно ее первой должен встретить ребенок на Земле» — писала Татьяна Георгиевна.
Один из значимых и любимых проектов Татьяны Георгиевны – благоустройство территории экспериментального сельского детского сада «Солнышко» в деревне Романово Медынского р-на Калужской области.
Проект выполнен по заказу Правительства Москвы. Татьяна Георгиевна взялась за проектирование в июле 2007 года, в октябре 2007 объект был сдан. Три месяца она жила в походных условиях, и сама выносила проект в натуру (ни одна московская компания не взялась за этот проект в сжатые сроки).
Общая площадь территории – 1 га, садик рассчитан на 60 детей – три разновозрастные группы. При проектировании территории ставилась цель создать для сельских ребятишек интересную, сложную по структуре и достойную по дизайну игровую среду, отвечающую в то же время всем требованиям программы дошкольного образования в организации развивающей среды для детей. Все участки объединены общей темой совместного проживания в небольшом поселении – деревне Винни-Пуха, где все дружат и ходят друг к другу в гости. Есть и еще один – особый участок, на котором собраны представители местной флоры, растения-соседи, друзья и земляки ребят из детского сада.
«Блочная цивилизация катком проехалась по нашим городам, нивелируя как архитектуру, так заодно и нас с Вами. В типовую среду – типовой дизайн! Чтобы навсегда расстаться с убийственным однообразием мышления, необходимо воспитывать наших детей в яркой, эмоционально окрашенной, максимально разнообразной игровой среде, противостоящей безликому окружению» (журнал «Архитектура, Строительство, Дизайн», 2013).
Сколько у нее еще было творческих планов…
Посмотрите, сколько на фотографиях ее работ талантливых решений, которые можно воплотить в любом семейном саду.
Спасибо Вам, дорогая Татьяна Георгиевна!
Один комментарий на запись “Венок из цветущих дикоросов России (2015.12.23)”
- Татьяна Трембовельская 31.01.2016 18:06
Трэкбеки
Оставить комментарий
Оля! Я благодарю тебя за эту подборку, статью и тёплые слова и думаю, что это только начало сбора материала в память о таком интересном и талантливом человеке! Мы перешлем Вам материал, имеющейся в нашей компании, которой Татьяна Георгиевна уделяла много времени, мы помним и любим этого Человека.