И.В. Мичурин и семья С.Ф. Черненко
Выступление Е.С. Черненко на торжественном заседании в драмтеатре г. Мичуринска 25 октября 2ООО г., посвященном 145-летию со дня рождения И.В. Мичурина
Значение творческой деятельности Ивана Владимировича Мичурина трудно переоценить. Он оставил нам богатое научное наследие.
В нынешний юбилейный день мне хочется поделиться воспоминаниями о том влиянии, которое Иван Владимирович оказал на нашу семью.
Мой отец – Семен Федорович Черненко – родился на Украине в многодетной крестьянской семье на севере Черниговской губернии. В сельской школе учитель Петр Ильич Романенко обратил внимание на способного мальчика. По окончании школы подготовил его и помог поступить в мужскую сельскохозяйственную школу, что была в трех верстах от родного села. Эту, как и другие школы, организовал помещик Николай Николаевич Неплюев – потомок сподвижника Петра Первого – Ивана Ивановича Неплюева, устроителя Оренбургского края и города Оренбург.
Перед молодым Неплюевым открывалась блестящая дипломатическая карьера, Но он ее оставляет, возвращается в родовое имение Воздвиженское и все свое богатство отдает на бесплатное обучение крестьянских детей. К этому он призывал и других помещиков, но приобрел лишь множество недоброжелателей. Его поддерживали только мать и две сестры, которые доли своего наследства тоже вложили в это необычное дело. Второго такого примера в России не было.
Благодаря неплюевской школе, крестьянский мальчик Черненко получил прекрасное среднее сельскохозяйственное образование. Под влиянием преподавателя Павла Платоновича Дорофеева, ставшего позднее известным плодоводом, увлекся садоводством.
Случайно из одного журнала узнал о замечательных достижениях американского селекционера Лютера Бэрбанка и зародилось желание тоже стать селекционером. Но как? С чего начать? Спросить было не у кого. Было радостно, что где-то есть чародей растений и было обидно, что такого нет у нас.
И в это время к Неплюеву приезжает двоюродная сестра Биркина, которая только что гостила в Козлове у Мичурина. Она ему тоже была родственницей. Этот интересный факт до сих пор историками нигде не освещен. От Биркиной Семен Федорович впервые узнал о Мичурине, о его новых сортах. Радость его была безмерна! В специальных журналах он стал прочитывать все статьи Мичурина. В 1901 году написал ему письмо и поделился своими планами. Ответ пришел быстро. Мичурин одобрил начинания молодого садовода, дал полезные советы. Это подействовало воодушевляюще.
В 1902 году Черненко впервые приступил к созданию новых сортов. И с тех пор не пропустил ни одной весны, чтобы не провести многочисленные скрещивания.
Переписка с Мичуриным продолжалась. В его лице Семен Федорович обрел доброго наставника. К 1925 году он создал 16 сортов яблонь и один сорт груши Украинка.
В ноябре 1925 года страна отмечала пятидесятилетний юбилей творческой работы Мичурина. Семен Федорович поехать не смог, но послал поздравление и посылку с образцами плодов своих сортов. Мичурин их внимательно изучил, описал и даже зарисовал. Сорту номер 3 дал название ПЕПИН ЧЕРНЕНКО и приписал — ПЕРВОРАЗРЯДНЫЙ ВЫСТАВОЧНО-ТОРГОВЫЙ СОРТ и поставил оценку 5. Этот сорт до сих пор дает обильные урожаи на Украине и у нас. Другим сортам Мичурин дал тоже хорошую оценку. Позднее в предисловии к одной книге он написал: Я ГОРЯЧО РЕКОМЕНДУЮ ПЕРВОРАЗРЯДНЫЕ СОРТА МОЕГО УКРАИНСКОГО УЧЕНИКА СЕМЕНА ФЕДОРОВИЧА ЧЕРНЕНКО.
У Семена Федоровича давно зрело желание работать вместе с Мичуриным. В конце 1925 года он приехал в Козлов для личной встречи. Мичурин охотно принимал его к себе, но сказал: ЗАРПЛАТА СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ У НАС 40 РУБЛЕЙ, А У ВАС ЧЕТВЕРО ДЕТИШЕК. ВАМ БУДЕТ ТРУДНО. Посоветовал временно устроиться в Брянском совхозе, где зарплата в два раза выше, в надежде, что Наркомзем повысит ставку.
Семена Федоровича тронула человеческая забота Мичурина. Хотя и с огорчением, но он последовал его совету. В Брянском совхозе «Речица» новому специалисту создали прекрасные материальные условия. Время шло, а вещи оставались не распакованными. Не одну ночь жена видела, что муж задумчиво шагает из угла в угол. Она понимала, что его волнует – будь он один, давно бы уже работал с Мичуриным за 40 рублей.
Директор совхоза Галковский Кондрат Александрович навещая, сокрушенно покачивал головой, глядя на не распакованные вещи. После очередного визита директора Семен Федорович сказал жене : от добра добра не ищут. Остаемся! И вещи распаковали. В это время пришло письмо от Мичурина. Семен Федорович прочитал и передал жене. Мичурин сообщал, что, к сожалению, Наркомзем отказал в прибавке зарплаты инструктору со средним образованием. Желая смягчить неприятное известие подписал: С ИСКРЕННИМ СОЧУВСТВИЕМ И. МИЧУРИН.
Наталия Яковлевна огорченно посмотрела на мужа, А он, улыбаясь, ей заявил: — И все же мы едем к Мичурину!
— Я так и знала, повеселев, ответила она.
Сборы были недолгими. В это время пришло приглашение из Омска на заведование садами с окладом 150 рублей в месяц на всем готовом. Это уже не для меня — сказал Семен Федорович и отложил письмо в сторону.
6 февраля 1926 года семья переехала в Козлов.
С волнением поднимался Семен Федорович в уже знакомый ему кирпичный домик. Мичурин сидел за столом и что-то точил на маленьком верстачке. Завидя приехавшего, поднялся к нему на встречу со словами
— НУ И СУМАСШЕДШИЙ ЖЕ ТЫ, ЕСЛИ В ТАКИЕ МОРОЗЫ РЕШИЛСЯ ПРИЕХАТЬ С ДЕТИШКАМИ, Семен Федорович оробел. Но увидя смеющееся лицо Мичурина понял, что это был не упрек, а похвала смелому поступку.
Расспросив как доехали, Иван Владимирович сразу перешел к делам. Он поручил Семену Федоровичу, как уже опытному селекционеру, заняться выведением сортов от раннелетних до позднезимних, Это отвечало и желаниям самого Черненко. С этого времени для него началась увлекательная творческая работа рядом с Мичуриным.
Иван Владимирович часто приглашал нового помощника к себе в воскресение на чашку чая. Много задушевных бесед провели они и в саду и в беседке, готовясь к новым скрещиваниям.
О Мичурине порой говорили. Как о суровом, черством, сухом человеке. Семен Федорович с этим никогда не соглашался, так как на себе постоянно испытывал заботливое, внимательное отношение Мичурина. Даже в мелочах. Еще на Украине Мичурин письменно попросил прислать черенков новых сортов и сопроводил свою просьбу деньгами «на почтовые расходы», дабы не обременять адресата. Подобных примеров было не мало.
Семен Федорович как-то поделился с Мичуриным своими переживаниями по поводу того, что не имеет высшего образования. Иван Владимирович ответил: УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!
И он сделал все, чтобы желание Черненко осуществилось. Семен Федорович закончил Плодоовощной институт имени Мичурина 55 лет одновременно со своей старшей дочерью Юлией. Вскоре ему были присвоены учёная степень доктора наук и звание профессора. Он сам стал читать лекции в институте и продолжал заниматься селекцией.
Задание Мичурина было выполнено. Семен Федорович создал набор сортов яблони, которые по срокам созревания плодов заполняют все месяцы календаря. Такой набор назвали ЯБЛОНЕВЫМ КАЛЕНДАРЕМ ЧЕРНЕНКО.
В середине двадцатых годов в Козлов пришел выпускник рязанского техникума Федя Зорин, который мечтал работать у Мичурина. Прошли годы. Он стал знающим плодоводом. Женившись на моей старшей сестре Юлии, вошел в нашу семью. Узнав, что Зорины собираются переехать в Сочи, Мичурин посоветовал ми заняться там выведением зимостойких сортов цитрусовых. Используя методы Мичурина по отдаленной гибридизации Зорины создали новые сорта цитрусовых и других субтропических культур. За это они были удостоены денежной премии во время Отечественной войны. И хотя сами во многом нуждались эту премию они отдали детям-сиротам. В Сочи Зорин создал и уникальное Дерево Дружбы, На нем растут прививки, сделанные представителями 150 стран Мира. Есть там и прививка ПАМЯТИ МИЧУРИНА, сделанная Семеном Федоровичем Черненко.
В начале тридцатых годов, после окончания Орловского плодоовощного техникума Валентин Будаговский поступил в Плодоовощной институт имени. Его увлекали идеи Мичурина, а профессор Жучков сумел привить своему ученику любовь к карликовому садоводству, горячим сторонником которого был сам. Мичурин помог Жучкову собрать ценную коллекцию слаборослых подвоев для яблони, а Жучков передал её своему аспиранту Будаговскому для изучения.
Мичурина уже не было в живых, Но из его трудов Будаговский знал, как высоко оценивал Иван Владимирович карликовые сады и возможность их разведения в суровых условиях России видел только через создание новых зимостойких карликовых подвоев. В 1901 году Мичурин сам приступил к этому, но решить проблему не успел.
Спустя 36 лет Будаговский продолжил начинания Мичурина. Используя его методы, дополняя новыми он вывел целую серию зимостойких слаборослых подвоев для яблони. Этим осуществил мечту Мичурина – карликовые сады теперь успешно растут и в суровых климатических условиях.
Валентин Иванович Будаговский тоже вошел в нашу семью, став моим мужем.
Сложилось так, что творческая деятельность членов нашей семьи неразрывно была связана с именем Ивана Владимировича Мичурина.
Оставить комментарий