Чижов Сергей Тихонович
ЖИЗНЬ В ДВА ПЛАМЕНИ
Вступление Ирины Сергеевны Исаевой
Сергея Тихоновича Чижова знает большинство населения нашей страны, потому что такова численность садоводов и у многих из них на участках растут созданные им сорта груши: Чижовская, Лада, Память Жегалова и др. Если же в саду груши пока ещё нет, то садоводы чаще всего уже знают про эти сорта и стремятся их завести.
Мне посчастливилось знать Сергея Тихоновича с детства. Я помню его как соседа в знаменитом дачном посёлке под Москвой Переделкино-Мичуринец. Учась в Тимирязевской академии, занималась под его руководством в мичуринском кружке при кафедре селекции плодовых и овощных культур, а потом на обязательных семинарcких занятиях при этой же кафедре. Он запомнился как необычайно знающий своё дело человек, где-то отрешенный от житейского течения жизни, даже немного чудаковатый — помню в морозную зиму на его голове одетую наоборот шапку-ушанку. Но мы тогда просто не знали, что Сергей Тихонович, как говорится «на полную катушку тянет» две работы: одну на службе как доцент кафедры селекции овощных и плодовых культур, другую, поглощающую все остальное время — в домашних (наверное, точнее даже в дачных) условиях как селекционер, создающий новые сорта груши. Дело в том, что в Тимирязевке Сергей Тихонович работал как овощевод и по правилам того времени официально заниматься селекцией плодовых растений (за оплату, с помощниками и неограниченностью отведённой под опыты землёй) права не имел. Вот и начал он эту работу ещё в 40-е годы на дачном участке. Здесь Сергей Тихонович посадил деревья очень устойчивых, но малосъедобных сортов (Ольга и Тёма), так называемых «лукашовок», полученных в начале 20 века на Дальнем Востоке А. Лукашовым от скрещивания самой жизнестойкой, но совершенно несъедобной дикой уссурийской груши с южными сортами. Когда деревья зацвели, он, опыляя их цветки пыльцой с «благородных» сортов, стал получать гибридные семена и тут же их высевать. Позже Сергей Тихонович уже открыто повёл эту работу в академии, но дождаться сортов не успел. На создание сорта яблони и особенно груши уходит время длиною в человеческую жизнь, а нередко и больше — И.В. Мичурин свой знаменитый сорт груши «Бере зимняя Мичурина» создавал 36 лет.
Дело С.Т. Чижова продолжили ученики, и сейчас наши сады заселяются замечательными сортами, первые из которых — Чижовская, Лада, Память Жегалова, стали уже классическими сортами российского сада.
Так, на первый взгляд, казалось бы, заурядная жизнь скромного доцента, на самом деле оказалась жизнью в два ярких пламени: первое — сформировало выпуск за выпуском специалистов по селекции Тимирязевской академии, второе — озарило создание невиданных ранее в наших садах сортов груши. Описания этих сортов и многочисленных сортов Тимирязевки: Кафедральная, Москвичка, Отрадненская, Рогнеда, Липеньская, Академическая и др., без работы Сергея Тихоновича, никогда бы не было. Описание выше перечисленных сортов читайте в моих книгах «Сад 21 века» и «Традиционные культуры для вашего сада».
Одно из деревьев «лукашовки» сорт «Тёма» — является родоначальником этих сортов и до сих пор растет в семейном саду Чижовых.
Ирина Сергеевна Исаева,
доктор сельскохозяйственных наук
Оставить комментарий