Посадка сада и монастырские садостроители | Плодовый сад

Посадка сада и монастырские садостроители

Первой настоятельницей новосозданного монастыря стала игуменья Иулиания (Ратониеми Кирси Марита). 

Одновременно с обустройством обители, по ее инициативе и при личном участии, началась посадка монастырского сада.

Первая настоятельница Свято-Екатерининского монастыря игуменья Иулиания (Ратониеми Кирси Марита)

Место будущего сада

Участок под сад был выбран на самом берегу впадающей в Волгу реки Тверцы, напротив речного вокзала (см. округлое здание) и являл собой то, что вы видите.

Место будущего сада Свято-Екатерининского монастыря

 

После удаления допотопных сараев, участок предстал буквально в виде огромной мусорной кучи из строительного материала – кирпичей, камней, железяк, разных по размеру, вплоть до крупных, каких-то бетонных фрагментов.

Подготовку участка и посадку сада провел прихожанин обители Валерий Владиславович Рудаков. Он же во многом помогал и поднимать сад. Валерий рассказывал мне, как он бульдозером расчищал этот «культурный слой социализма», вытаскивал из земли бесчисленные «инородные тела» и вывозил на КамАЗе их на свалку.

Потом участок выровнял, разбил его по схеме посадки 5 м между деревьями и 6 м между рядами ( 5 х 6). Завез для заполнения посадочных ям составные части грунта – черноземную землю, опилки, торф, все пропустил через грохот и смешал. Посадочные ямы рыл экскаватором с ковшом 0, 65 кубических метра, поправляя их лопатой. Глубина ямы – 1,5 м, ширина – 1,8-2 м.

Таким образом, объем ямы оказывался 2 кубических метра, а это значит, что на 3 ямы требовался КамАЗ питательного грунта. Заполняя ямы, как сказал мне Валерий, он весь этот грунт «пропустил сквозь пальцы».

Перед посадкой саженцы были освящены

Освящение саженцев в саду Свято-Екатерининского монастыря

 

Первую яблоню посадила игуменья вместе с Валерием Рудаковым

Первую яблоню посадила игуменья Иулиания вместе с Валерием

 

И как можно было после всего этого, не подняться, не зацвести и не заплодоносить здесь замечательному саду!

Но сад поначалу закапризничал и в первые три года, даже несмотря на такую тщательную посадку, практически не рос. Ко мне обратилась игуменья Иулиания – помогите. Я понимала, что забастовавшие деревца надо прежде всего побудить к росту. Для этого по весне их требовалось сильно обрезать, но не просто «абы как», а сформировав при этом остов будущего дерева. Принудив обрезкой деревца к росту, этот процесс надо было обеспечить строительным материалом, для чего ранней весной, еще по талой воде, внести в приствольные круги богатый источник азота (именно он строит клетки) – мочевину.

В Твери я оказалась в начале марта. Сад еще был в глубоком, да к тому же рыхлом снегу. Я попросила, чтобы для подхода к деревьям между рядами прокопали дорожки, а от них, влево и вправо, проходы к каждому деревцу. А для того, чтобы деревца можно было обойти вокруг и обрезать, под каждым из них очистить круглую площадку. Для себя же попросила: тулуп, шапку-ушанку, валенки с галошами и ведро с секаторами, пилками, садовым варом…

Облачившись во все это «утепление», я подошла к саду и неожиданно для себя увидела «группу поддержки» –  игуменью Иулианию и насельниц монастыря. Но еще больше была изумлена видом проделанной ими работы: в междурядьях сада, вместо просимых мной тропинок, были проложены трассы для проезда большегрузов типа фур, а под деревьями – взлетные площадки для аэродромов в миниатюре. И как в известной пьесе Метерлинка «Синяя птица»: «Мы длинной вереницей пойдем за синей птицей» — счастьем, мы тоже вереницей двинулись от деревца к деревцу по заснеженному саду.

Уже с весны сад, образно говоря, «взорвался» и за один сезон наверстал если не три года роста, то два наверняка…  Да и сейчас, по прошествии более 15 лет, мы никак не можем остановить его в этом порыве. И еще, когда я как-то вспоминая эту историю, призналась игуменье Иулиании, что тогда в снегу потеряла галоши, она, улыбаясь, сказала: «Нет, Вы просто не видели, их несли за Вами». Ничего себе картиночка!

Ну, а если серьезно, в той веренице по снегу, во спасение сада, помимо действующей игуменьи Иулиании, шли, не зная еще того, две будущие игуменьи. Одна из них станет игуменьей Варварой, настоятельницей Николаевского Клобукова монастыря в городе Кашине. Другая, тогда всего лишь послушница – игуменьей Софией, настоятельницей Ольгинского женского монастыря на истоке Волги в Верхневолжске. И там тоже появятся яблоневые насаждения.

Случайность, промысел… не знаю.

Сад-храм

Свято-Екатерининский монастырь: сад-храм

 

Если, путешествуя на теплоходе по Волге, приплывете в город Тверь,  то, причалившись к речному вокзалу на левом берегу Волги недалеко от места впадения в нее Тверцы, обязательно увидите  красивейший храм Святой Екатерины и рядом, посмею сказать — Эдемский сад.

Красивейший храм Святой Екатерины и сад

Храм Святой Екатерины и сад

 

Вид через ограду сада на Волгу

Vidizsada003800-min

 

Монастырские садостроители

Игумения Иулиания

Монастырский садостроитель игумения Иулиания

 

Первый садовод — инокиня Ольга

Первый садовод - инокиня Ольга

 

Хранительница сада инокиня Ангелина
(И. Булдакова)

Хранительница сада инокиня Ангелина (И. Булдакова)

 

Первый устроитель монастырского сада Валерий Рудаков и, примкнувшая ко всем монастырским садостроителям, Ирина Сергеевна Исаева. В гостях у Валерия в один из дней Пасхальной седмицы.

Первый устроитель монастырского сада Валерий и Ирина Сергеевна Исаева.

 

Один комментарий на запись “Посадка сада и монастырские садостроители”

  1. Василий. 05.04.2018 20:00

    Красота! Творение рук человеческих.

Трэкбеки

Оставить комментарий